Способы преодоления типичных отклонений в поведении обучающихся
Типичные «отклонения» |
Коррекционная деятельность |
Лживость В основе лежит стремление защитить себя от наказания и/или унижения. Такое поведение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрослым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями |
Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хороший пример. Хвалите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали — все фразы должны быть краткими и убедительными) |
Ругательства Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся — надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно отучить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, — это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани |
Не «стреляйте из пушек по воробьям» — не надо ответных угроз и паники. Говорите детям правду: ругань — это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждет действий по решению проблем. Гнев — плохой советчик. Это каждый знает на своем опыте. Выражайте свое понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле — быть как все). Дайте ребенку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «...Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?..» . Иногда можно выразить уважение человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил свою силу и зрелость |
Импульсивность Кажется, что ребенок постоянно попадает в беду, так как у него отсутствует способность оценивать свои поступки: в поведении ребенка очень слабая связь между причиной и следствием. Такое поведение говорит о том, что «внешний контроль» был непоследователен или отсутствовал вообще |
Формулируйте правила просто и конкретно. «Внешний контроль» должен продолжаться достаточно долго, чтобы пробудить «контроль внутренний». Будьте терпеливы, но настойчивы. Уровень Ваших ожиданий должен соответствовать требованиям, которые Вы предъявляете младшим детям |
Склонность к воровству Большинство детей хотя бы однажды что-нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте, склонность ребенка к воровству почти всегда символична. Ребенок нуждается, скорее всего, не во владении объектом, а в любви, внимании или обретении особого статуса. Воровство приобретает характер «вещей, найденных» или «подаренных». Частые кражи среди детей 10-12 лет — предвестник того, что позднее у них могут возникнуть проблемы с законом. Чем дети старше, тем труднее изобличить их в воровстве |
Будьте твердыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать — не нормально (не нанося им при этом травмы): «Я понимаю — тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. Поставь себя на его место...». Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни и опишите ход ваших рассуждений: «...Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу... Очень хотелось купить себе на эти деньги..., но я представила себе, что у продавца могут быть серьезные неприятности...» и т.д. С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «...Я не видел, что это ты взял, но, как и многие люди, я чувствую это. Пойми — ситуация не позволяет мне оставить этот факт без внимания. Если это воровство — это очень серьезно, но я могу понять признание и раскаяние. Воровство и трусость — вот что я презираю...». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребенок отвечал за совершенный поступок. Хвалите ребенка за любые другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребенку может приклеиться ярлык — это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с гарантией: в случае раскаяния и отсутствия повторений все останется между вами |
Тревожность Нельзя недооценивать, насколько сильно жизнь в своих проявлениях может беспокоить детей, особенно если тревожность (беспокойство) присуща их родителям. Школьники часто бывают чрезмерно озабочены школьными делами, вопросами смерти и здоровья, социальными отношениями. Более 70% детей в возрасте от 8 до 14 лет время от времени испытывают серьезные тревоги по поводу того, что им что-то и где-то не удалось. В норме это переживается и проходит в каждом конкретном случае. «Застревание» в тревоге -— вот когда требуется помощь. Постоянная тревожность — классический признак нарушений в сфере детско-родительских отношений, к примеру, всякого рода лишений в раннем детстве. Наличие скрытой тревожности можно отследить по бытовым проявлениям: чрезмерному перееданию или жадности, и не только по отношению к еде. Может проявиться нежелание делиться с товарищами всем, что у него есть: игрушками, школьными принадлежностями — чем бы ни то было. Все эти вещи — символы привязанности и положительных эмоций, которых дети были лишены или получали недостаточно |
Прозондируйте почву, выясняя причину тревог, и дайте ребенку возможность поразмышлять над жизненными ситуациями: «Если бы я попросил твоего ровесника назвать три основных момента которые его беспокоят, то, как ты думаешь, какими были бы ответы?..»; «Если бы человек, младше тебя на три года, беспокоился по поводу... (оценок, здоровья...), то какой совет ты мог бы дать ему?..»; «Составь списочек того, что тебя может беспокоить на следующей неделе. Потом мы проверим, как это сбывается. Могу спорить, что большинство твоих беспокойств никогда не подтвердится». Нельзя называть тревоги ребенка «глупостями» — для него это серьезно. Сопереживайте: «...Многих это беспокоит в твоем возрасте. Со мной бывало такое..,». Учите, как можно увидеть ситуацию по-другому: «Наше беспокойство, как воздушный шарик: мы его надуваем — оно растет. Выпусти из него воздух — оно станет маленьким...». Важно, чтобы ребенок почувствовал любовь к себе. Следует чаще говорить с ним на языке чувств. Например: «Я вижу, ты расстроен...»; «Я рада тебя видеть». Уровень наших ожиданий и действий должен быть минимальным. Важно работать лад повышением самооценки ребенка посредством поддержки и поощрения |
Наркотики и алкоголь Когда дети приближаются к 13-летнему возрасту, наркотики, алкоголь и сигареты становятся им более доступны — дети начинают представлять коммерческий интерес для сбытчиков. Средства, применяемые для вдыхания (клей, растворители,..), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12-13 лет знают кого-либо, кто получает «удовольствие» от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику. Эти средства могут вызывать необратимые изменения в ЦНС И даже внезапную смерть, но они доступны. В стенах школы при внимательном отношении ее работников факты употребления детьми алкоголя, наркотиков или других психотропных средств утаить практически очень сложно. Значит, ситуацию мы можем контролировать и даже кардинально улучшить |
Важно постоянно отслеживать формирование групп риска. К ним принадлежат дети, на кого снижено влияние родителей, кто прогуливает занятия и отличается устойчивой неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей, переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению, скучающих в повседневной жизни. Многие ребята знают, что наркотики и раннее употребление спиртного — запретны. Они боятся наказания за свой первый эксперимент и теряют надежду на понимание и прощение со стороны взрослых, а значит, и отрицают возможность помощи. Тут можно поставить вопрос так: «Я хочу поделиться с вами секретом: когда ребенок попадается с наркотиками, то родители (учителя) приходят в ярость. Это вызвано тем, что они знают об огромном вреде, который наркотики могут вам нанести. Это случается почти всегда. Каждый, кто их употребляет, рано или поздно платит за это своим здоровьем и даже жизнью. Родители впадают в ярость от страха за вас и понимания, что вы можете скрывать от них правду, а потом неожиданно умереть. Отказ от употребления наркотиков — это не слабость. Это проявление зрелой силы и ума. Не надо стесняться быть человеком сильным духом». Учите детей говорить «НЕТ!». Тренируйте уверенность в правильном выборе, уверенность в себе. Репетируйте с ними отказ. Предложите разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это — не из моей жизни!». Напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с торговцами алкоголем и наркотиками. Объясните им, что на них просто зарабатывают или хотят разделить с ними свою катящуюся под откос жизнь. Покажите, что их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Расскажите, что общество защищается от подобных людей. Помните, когда мы говорим ребенку, что можно делать, а чего нельзя, мы обязательно должны подготовить его к возможным вариантам практического развития ситуации. Голословность исключает авторитет |