VII областной
фестиваль художественного творчества
обучающихся и работников учреждений НПО и СПО
«Мое творчество»
ОГКОУДОД «Костромской областной Дворец творчества детей и молодежи»
Отдел творчества учащейся молодежи НПО – СПО
НОМИНАЦИЯ – «Творческий взлет»
Театральная
жизнь образовательного учреждения:
вехи
творческого пут
АВТОР:
СОКОЛОВА
АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА,
учащаяся 3 курса
31 Б группы
по профессии
«Повар, кондитер»
ОГБОУ НПО ПЛ№23
им. Ф.В.Чижова
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЩЕГОЛЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА,
преподаватель
общеобразовательных
ОГБОУ НПО ПЛ№23 им. Ф.В.Чижова
2012-2013 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………….3
1. Техникумовский период. Театр и его руководитель
Л.Морская………………………4-7
2. Возрождение театральной деятельности. Театральная
студия и ее руководитель Е.А. Ксенофотонтова……………………………………………………………………………..8-9
Вывод………………………………………………………………………………………...10
Источники…………………………………………………………………………………...11
...Таланты будущих поколений могут быть
охраняемы
только путем развития и воспитания юных
талантов;
для этого же необходимо их раннее узнавание.
Г.Ревеш
ВСТУПЛЕНИЕ
Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее
формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных
ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее
творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь
искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи,
риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство
выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает
условие для воспитания целостной одаренной личности.
Театр становится способом самовыражения, инструментом
решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического
напряжения. Сценическая работа учащихся - это не подготовка к вступлению на
профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества
межличностных отношений. Репетиция и само выступление становится своеобразным
ключом к душе учащегося. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного
поведения, взаимодействия друг с другом,
совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального
творчества является так называемая «игра в поведение». Дети – актеры от
природы. Они сами сочиняют свои роли,
сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский,
«детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» учащиеся прощаются
со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Занятия театрально-сценической деятельностью и
дают учащемуся тот самый значимый жизненный опыт.
Студенческий театр –
это не ориентация на создание из учащегося «универсального
актера», а воспитание из него жизненно
адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым
ситуациям.
1. Техникумовский
период. Театр и его руководитель Л.Морская
Если ты, человек,
Так бесследно уйдешь…
Для чего ты живешь?..
(Из песни к кинофильму «Зайчик»)
Во
все времена учебный городок Анфимово был
не только профессиональным, но и культурным центром Чухломского района. В
разные периоды был здесь народный театр, хор, оркестр народных инструментов.
Самодеятельные артисты выступали с концертами и лекциями во всех клубах района.
Были
в коллективе Чухломского зооветтехникума и неординарные люди, талантливые,
искрометные, увлекающие.
Человек
не может прожить бесследно. Не для того он пришел на этот свет! О таких людях, как Лидия Александровна
Морская, говорят «бессменный». Да, в тот
далекий техникумовский период она, действительно, была бессменным руководителем
драматического кружка Чухломского зооветтехникума.
За
этим словом «бессменный» - многие годы работы. Приехав в 1946 году в Анфимово
Морская устраивается комендантом техникума и буквально с первых дней с головой
уходит в сценическую жизнь. Под руководством Лидии Александровны создается драматический
кружок. Но это не было началом ее сценической деятельности. Любовь к сцене зародилась у женщины еще в
юности.
Местечко,
где росла Лидия Александровна, располагалось в 40 километрах от рыбинска.
Именовалось оно Молога. Не ищите, теперь его нет на карте. Нет Мологи, а есть
искусственное Рыбинское море…
В
то время Лидия считалась «ученой». Не в пример многим, сумела четыре года
пробегать в школу. А потом потекла трудовая жизнь. Поначалу дело попалось не
хитрое. Приняли девушку масленщицей на электростанцию. Вроде бы и ничего –
можно работать, но вечера заняты, а у Лидии появилось пристрастие – театр.
Приметила бойкую, любознательную Лидочку одна артистка – Зимина. И неизвестно,
на свой страх и риск или посоветовавшись с труппой, но стала она понемногу
приучать девушку к своей профессии. Пришлось Лиде сменить работу: устроилась
кассиром на катер. Теперь все свободные вечера девушка могла посвящать любимому искусству. А несколько лет спустя,
Лидии предложили поездку с труппой. Нравилось ли? На первых порах – да. Но
вскоре она поняла, что их выступления попахиваю халтурой. Шли 20-е годы.
Советский народ строил новую жизнь. Нужны были и новые серьезные вещи. А они
чаще отыгрывались легкими вещичками, вызывая гиканье недалекой публики.
Минуло
семь лет. И как-то в Свердловске судьба столкнула Лидию Александровну с главным
режиссером театра (фамилию его она не запомнила). Как-то раз он увидел Лидию
Александровну на сцене и сумел разглядеть в ней то, на что другие закрывали
глаза – талант. «Ну, Морская, ты с ним (талантом) и родилась!» - такие слова
она услышала тогда.
…1932
год. Лидия Александровна снова в родной Мологе. Отдавая сцене вечера, она подготовила
к постановке хороший большой спектакль. А вскоре судьба перебрасывает Морскую в
город Рыбинск. Работая библиотекарем в
ремесленном училище, она ведет в нем драматический кружок. И так до 1946 года –
до переезда в Анфимово.
Не
однократно труд Лидии Морской был освещен в районной газете «Вперед». Под
разными заголовками газеты сообщали:
…
На сцене Чухломского Дома культуры поставлен хороший спектакль «Знатный внук»…
Чувствуется, что в его подготовку много руда вложила руководитель драмкружка
Л.А.Морская…В то же время она показала незаурядный талант актрисы.
…
Нынче (в 1965 году) в Чухломском
зооветтехникуме впервые создана агитбригада… Большим успехом у зрителей
пользуются инсценировки «Новоселы», «Пыль в глаза», в которых заняты Л.А.
Морская и другие…
…
За последние двадцать лет (напечатано в
газете 1965 года) много пьес поставлено на сцене зооветтехникума. Главные
их исполнители – учащиеся и преподаватели…
Драматическим
кружком в техникуме давно успешно руководит Лидия Александровна Морская, большая
любительница сценического искусства…
Наиболее
крупные вещи, поставленные Л.А.Морской на сцене:
1. «Не
в свои сани не садись» А.Н.Островского
2. «Свадьба
с приданым» А.Н.Островского
3. «Без
вины виноватые» А.Н.Островского
4. «Свадьба
с приданым»
5. «Поют
жаворонки»
6. «Сын
полка»
7. «Платон
Кречет»
8. «Русские
люди»
9. «На
дне» М.Горького
10. «Юбилей»
А.П.Чехова
11. «Медведь»
А.П.Чехова
и
другие.
Спектакль
«Не в свои сани не садись» А.Н.Островского – самый первый многоактный
спектакль на сцене зооветтехникума. В
нем участвовал старожил поселка Анфимово – механик техникума Иван Алексеевич
Семенов. Замечательно сыграл он роль купца. Исполнение им этой роли запомнилось
на всю жизнь видевшим этот спектакль.
В
1966 году силами преподавателей техникума был поставлен спектакль «Без вины виноватые» А.Н.Островского. В
спектакле были задействованы преподаватели Е.С.Анохина, И.П.Бушуев,
А.Н.Лаговский, А.И.Демин, В.С.Чижов, Р.С.Тарасова, А.Н.Свешников,
В.С.Меньшикова. В смотре драматических коллективов, проходившем в Чухломском
Доме культуры, драмкружку техникума за этот спектакль было присуждено второе
место.
Активные
участники драмкружка в то время – Галя
Смирнова, Валя Туманова,
Миша Виноградов. О Мише Лидия Александровна Морская отзывалась как о
природном таланте.
Стоило
только Морской появиться в учительской, как ее сразу окружали участники
драмкружка. Особым уважением пользовалась Лидия Александровна как руководитель
драмкружка. Вопросы ребят о репетициях, о костюмах, ролях, в которых они
задействованы.
И
как в любом театре, у Морской была своя «сокровищница» - гардероб с костюмами.
Сколько их там собралось! Это и бальные платья, и старинные сюртуки, кафтаны и
шляпы. И с каждым костюмом связано что-то
своё у Лидии Александровны. Она отчетливо помнит, для какой роли каждый
из них предназначался, особенно, те костюмы, которые она шила своими руками.
Никакой
мерой не измерить тех благодарных аплодисментов, которыми награжда-
ли зрители Лидию Александровну Морскую.
И не счесть тех Почетных грамот и подарков, которые приняли ее руки.
У
каждого человека должно быть дело, в котором будет жить его душа, летать его душа, заражаться и болеть
им. В этом деле, в деле творческого
становления молодого поколения, было
счастье Лидии Александровны Морской.
С приходом в техникум
Демина А.И. в 1964 году художественная самодеятельность активизировалась.
Большой любитель музыки, Анатолий Иванович, хорошо владел игрой на баяне. Под его бессменный аккомпанемент исполняли песни самодеятельные артисты. Был
организован студенческий хор, в который входили 50 учащихся. В это время создан
и эстрадный ансамбль. Руководитель ансамбля
Мартьянов В.А. С большим успехом выступал коллектив не только на сцене
зооветтехникума, но и на чухломской сцене.
Насколько разнообразным
было музыкальное исполнение: пели под струнный оркестр, под гитару, под баян,
под мелодии джаза. Успех выступлений был обеспечен тщательной подготовкой
номеров, ответственностью участников самодеятельного коллектива. Колхозы и
совхозы района, Судай, Чухлома, Буй были рады таким гостям.
Лидия
Алексеевна Демина вспоминает: «Запомнилось, что в дни концертов или спектаклей
(руководитель Морская Л.А.) актовый зал был полон, приходили практически все
жители Анфимова, а малышня усаживалась прямо на пол перед сценой – мест не хватало.
Во время концертов избави Бог какое-то хождение по залу, это было - бы верхом
невежества. Вот они, лучшие «артисты» техникума: Хитрова Г., Рябова М., Смирнов
А., Вилков Б. Суворов Н., Баранова Е., в сценках постоянно участвовали Зайцев
Н., Блинов А., Смирнов Ю., Вилков Б. и др.»
Правильно
говорят, талантливые люди притягивают к себе таланты. Роль этих людей (Морской
Л.А., Демина А.И., Мартьянова В.А.) была в том, чтобы не пропустить талант,
вовлечь в общее дело, развить, не дать угаснуть зажженной звездочке.
2. Возрождение
театральной деятельности. Театральная студия «СОЗВЕЗДИЕ» и ее руководитель Е.А.
Ксенофотонтов
На протяжении
всех лет существования образовательного учреждения в нем била
ключом жизнь, всегда находились люди, которым было
интересно, важно, самоцельно зажечь в сердцах своих подопечных стремление к новому, лучшему. Не всегда для
этого надо было выдумывать что-то сверхъестественное. Иногда, обратившись к уже
существующим формам, руководители творческих коллективов, придавали им новый
смысл, направленность. Практически
всегда на сцене образовательного учреждения звучал молодой, набирающий силу
голос, проводились и вечера, и концерты, организовывались внеклассные
тематические мероприятия. Их целью было единение молодежи, раскрытие и развитие существующих талантов, снятие
барьера в общении, уменьшение существующих комплексов.
В 2001 году, с приходом в коллектив образовательного учреждения Елены Алек
сандровны Ксенофонтовой, происходит новый
всплеск театральной жизни.
Елена
Александровна в юности посещала театральный кружок при Доме пионеров. Ее
руководителем была Шапошникова Фаина Ивановна. Ее сестра Вера Ивановна была
преподавателем, племенник Александр Николаевич Лаговский, вел спецдисциплины в
зооветтехникуме. Много сыграно ролей, много испытано переживаний и до выступления
и в ходе выступлений. Особенно запомнился этюд, который предложила Фаина
Ивановна: надо было показать эмоции, переживаемые в музее перед экспонатом электрический стул. Елена
Александровна вспоминает, что она даже заплакала, а Фаина Ивановна, как Станиславский
в свое время сказала: «Верю!»
Тот опыт детских
выступлений пригодился во взрослой жизни. В Доме творчества Елена Александровна
позже стала руководителей театрального кружка.
Заместитель директора
по УВР Лысова В.П. приехала в 2001 году в Дом творчества юных и предложила
тогда работающей методистом Е.А. организовать театральный кружок с учащимися
лицея. Человек творческий и инициативный, Елена Александровна долго не стала
думать, тем более со взрослыми ребятами ей хотелось работать всегда, дала свое
согласие.
Елена Александровна
вспоминает: «Это был октябрь или ноябрь 2001, как раз перед Новым годом, начали
готовить Новогоднее представление (сказку). Долго выбрали, какую сказку будем
ставить. Перелистали не один журнал. Советовались, что-то меняли, придумывали
костюмы».
Ребята с удовольствием
ходили, не пропускали никогда. Переживали за успех мероприятий.
Елена Александровна
вспоминает, что ребята очень стеснялись делать этюды, ведь им было сложно перевоплощаться, без предметов
обыгрывать ситуации. В первом выступлении участвовал Игорь Кириков, он играл
роль Деда Мороза. Новый год получился ярким, зажигательным. Зал был полон
зрителей.
Активными участниками
студии были Сергей Емельянов, Круглова Любовь, Ольга Шарыгина, Замышляев
Алексей, Галина Чистобаева, Вадим Феопентов, Олег Тихомиров, Валентин Апушкин,
Ксения Терцова, Егорова Анна, Соболева Анна, Подгорнова Екатерина, Лобацкая
Любовь.
Валентина Павловна
Лысова, тогда работавшая заместителем по УВР, шла на всё, чтобы обеспечить
студию костюмами, реквизитом, декорациями.
Свои занятия начала театральная студия «Созвездие» под ее
активным, заинтересованным руководством. Силами участников студии ставятся
спектакли, проводятся интересные тематические вечера. Учащиеся принимают
участие во всевозможных смотрах и конкурсах художественной самодеятельности, в
том числе и в области. Такие мероприятия как «КВН», «Талант-шоу», «Горжусь, что
я из Чухломы» заслуживают аплодисментов
зрителей, оставляя в их сердцах ощущение праздника, позитива, заряда бодрости.
Участники театральной студии «Созвездие» принимали участие в областных конкурсах:
«Арт-Профи-Форум», «Горжусь, что я из Чухломы», «Мое творчество», конкурсах
чтецов.
Особые воспоминания у Елены Александровны связаны с теми
годами работы в качестве руководителя театральной студии, когда на сцену вышли
ее «питомцы», как она их ласково называет: Феопентов Вадим, Валентин Апушкин,
Олег Тихомиров. Ребята учились в одной группе, были хорошими друзьями, их
задумки всегда радовали зрителей. Каждое
их выступление ждали с нетерпением. Ребята отличались раскованностью, редким
умением перевоплощаться. Валентин хорошо играл на гитаре, прекрасно пел.
Неоднократно этот
творческий коллектив получал дипломы, занимал призовые места.
Подгорнова
Екатерина в настоящее время, войдя в программу «Самозанятость», вместе со своей
однокурсницей занимаются организацией вечеров, праздников, свадеб. Не пропал
талант!
И сейчас Валентин
Апушкин не оставил своего увлечения, продолжает заниматься музыкой.
Любовь Круглова мечтала
связать свою судьбу с культпросветом. Очень надеемся, что это у нее получилось.
ВЫВОД
Занятия
театральной деятельностью необходимы ребятам, обучающимся по разным профессиям, хотя напрямую это и не
связано с их профессиональной стезей.
Репетиции,
выступления, само общение, пусть и в малых, но в группах, объединенных общим
интересом, позволяют учащимся обрести уверенность, понять свою значимость для
коллектива, развить свои, порой глубоко скрытые таланты.
Для любого дела требуется инициатор,
идейный двигатель. Работа педагога-организатора – одна из нелегких. Сейчас в коллективе лицея каждый из педагогов
старается взять на себя хотя бы малую толику того, что является его обязанностями.
Готовятся, как и прежде вечера, проводятся единые классные часы, что показалось
многим очень удачной формой внеклассной работы с учащимися, учащиеся всегда
откликаются и участвуют в подготовке, проведении мероприятий, разрабатывают
сценарии, репетируют, с удовольствием остаются
после уроков.
Вроде
бы ничего не изменилось с тех пор, просто стали другими формы, подходы к
организации внеурочной жизни учащихся. ИсТОЧНИКИ Работа создавалась на
основе воспоминаний Л.А.Деминой (преподаватель в годы работы зооветтехникума),
Н.И.Румянцевой, (дочь преподавателя зооветтекникума И.П.Бушуева), Е.
А.Ксенофонтовой (руководитель театральной студии «Созвездие»).
Использовались
материалы районной газеты «Вперед». |